Квест – игра для детей среднего – старшего возраста «Знай и люби свой город»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Квест-игра «Путешествие по родному городу»

Тулюсина Елена Валентиновна воспитатель МКДОУ детский сад №53 «Ласточка» Город Ковров Владимирская область

Использование игровой технологии квест при ознакомлении с родным городом.

В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Академик Д.С. Лихачев писал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати-поле».

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Реализация программ дошкольного образования состоит в организации специфических для дошкольников форм познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности через игру. Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.

Квест-игру «Путешествие по родному городу» я провела в конце изучения темы для закрепления и углубления знаний о городе. Необходимо было «провести» экскурсию для гостя-иностранца. Путешествие проходило по совместно созданной карте-схеме из одного образовательного пространства в другой. Конечная цель была найти спрятанный сюрприз, дойти до которой можно было, последовательно выполняя задания. Выполненное задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию. Дети вместе с гостем «побывали» на различных значимых объектах города, продемонстрировали свои знания. Были использованы все виды детской деятельности. Путешествие было необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Технологическая карта

Квест-игра «Путешествие по родному городу»

Группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Общая игровая цель – экскурсия для гостя-иностранца по городу Коврову, знакомство с объектами города, их назначением, подготовка сувенира и угощения для гостя.

Программное содержание:

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости и привязанности к родному городу.
  • Способствовать сближению и организованности группы, воспитывать культуру поведения.
  • Развивать у детей умение работать в команде, понимая, что общий результат зависит от приложения сил каждого.
  • Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: дружелюбие, умение договариваться, объединяться для решения общей задачи.
  • Закрепить знания детей о зданиях родного города, их назначении.
  • Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Участники: гость-иностранец, гид-экскурсовод, жители города.

Результативность педагогической деятельности при использовании квест-игры проявилась на детях в таких направлениях:

  • Познакомились с культурным обликом родного города.
  • Имеют представления о культурном, географическом своеобразии родного города
  • Умеют свободно мыслить, фантазировать
  • Сформированы нравственные качества: любовь к родному городу, уважение к людям труда.
  • Укрепилась устойчивость детских игровых объединений.
  • Совершенствовалось речевое общение детей в игровой деятельности
  • Научились справедливо, вежливо оценивать поступки свои и товарищей.
  • Умеют выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Литература

  1. Быховский Я.С. Что такое образовательный квест? //
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Сокол И.М. Квест: метод или технология? // Компьютер в школе и в семье. – 2014. – № 2 (114). – С. 28
Следующая >

Квесты наизнанку: кто, как и зачем придумывает городские развлечения


Фото предоставлено

Одно из самых популярных на сегодняшний день развлечений – городские квесты. В теплое время года многие москвичи все больше отдают предпочтение активным занятиям – особенно, если это связано с тем, чтобы продемонстрировать находчивость и логику. Представители компаний, занимающихся разработкой квестов, рассказали m24.ru, как выглядит обратная сторона этих игр.

– Как возникают идеи квестов?

Questery: В основе каждого квеста лежит тема, способная увлечь и заинтересовать определенную аудиторию. Для туристов – это центральные районы города и достопримечательности. Для любителей необычных маршрутов мы подбираем локации, связанные с кинофильмами, телесериалами, книгами. Любителям размеренных прогулок на природе подойдут квесты в парках. В городах с изобилием современных арт-объектов разрабатываются квесты, например, по граффити.

Street Adventure: На самом деле все просто: ты идешь по городу, сворачиваешь в какой-то момент не туда и оказываешься на новом месте. Смотришь вокруг и думаешь: «Ого, как тут здорово! Можно написать квест». Хотя, конечно, мы следим за тенденциями, за тем, что сейчас интересно людям, и придумываем что-то новое. Например, когда клиенты спрашивают: «А у вас есть квест вот там и про это?» несколько раз, мы понимаем, что надо сделать. Сезон тоже имеет значение: летом мы больше присматриваемся к паркам и улицам, зимой переключаемся на музеи и автоквесты.


Фото предоставлено компанией Questery

– Как долго готовится один квест?

Questery: Если сценарист уже определился с темой и смысловой канвой, подготовка в среднем занимает два дня. За этот срок разрабатывается маршрут из 25 вопросов с вариантами ответов, подсказками и дополнительной информацией. Нужно подготовить не только текстовую часть маршрута, но и графическую – подобрать фотографии для некоторых вопросов, а также выстроить взаимосвязь точек пути между собой в удобной логистической и смысловой последовательности.

QuestPlanet:Время создания квест-экскурсии индивидуально и обычно занимает от нескольких недель до месяца.

– Расскажите об этапах разработки одного квеста. Чему уделяете особое внимание?

Questery: Разработку можно разделить на три этапа. Первый – это создание концепции будущего квеста, поиск локаций, связка всех точек в один логический и увлекательный маршрут. В этот момент разрабатывается контентная часть: вопросы, подсказки, ответы и дополнительная информация. Второй этап – прохождение маршрута на местности. Здесь мы видим, как квест выглядит на самом деле: насколько он сложный и захватывающий, удобно ли расположены точки и на каком расстоянии друг от друга, правильно ли подобрана дополнительная информация, стоит ли что-то добавить или убрать. Третий этап – внесение корректировок и тестирование фокус-группой.

Street Adventure: Начинается все с формирования идеи: о чем будет этот квест и где, будет ли там сюжет или просто прогулка с уклоном в историю, какой будет протяженность маршрута, написание черновика вопросов. Затем сценарист идет гулять и осматривать все объекты, закоулки, достопримечательности, по сути, выполняет функцию некоего сканера – фиксирует все, что попалось на пути и анализирует, можно ли внести это в квест. Когда примерный маршрут и вопросы уже составлены, начинается стадия редактирования – текст преображается в художественный, формируются подсказки, квест вносится в игровую систему. После этого мы его проверяем уже в деле. Особое внимание уделяем всему и сразу, но особенно важно, чтобы вопросы были интересными, ясными и четко сформулированными.


Фото предоставлено компанией QuestPlanet

«Ходилки Бродилки»: Мы выбираем интересную, с нашей точки зрения, территорию, прокладываем маршрут, оптимальный по времени прохождения (из расчета на два часа), размечаем точки остановки, где будут вопросы и объекты, про которые будет наши истории. Затем пишется «рыба» – квест без информационного наполнения. С «рыбой» работает сценарист: придумывает канву бродилки, легенду. В этот момент маршрут корректируется, уточняется, некоторые вопросы уходят, другие – появляются. В финале автор бродилки пишет тексты, связанные с интересными объектами маршрута, подбирает иллюстрации.

QuestPlanet: Процесс начинается со сбора информации и утверждения примерного маршрута или определенного места, которое должно лечь в основу квест-экскурсии. После сбора информации команда составителей выезжает на место и прокладывает идеальный с точки зрения логистики маршрут. Этот процесс может занимать длительное время и включать в себя несколько выездов. После окончания этого этапа работы вся полученная информация обрабатывается и приводится в соответствие с едиными требованиями качества. Далее квест переносится в нашу систему и переводится в режим тестирования.


Фото предоставлено

– Кто тестирует ваши квесты? Часто ли приходится что-то дорабатывать, прежде чем он выходит в свет?

Questery: Первыми маршруты проходят наши друзья, знакомые и фокус-группы. Фокус-группа состоит из добровольцев. На данном этапе записаться в тестировщики Questery может любой человек. Для этого достаточно оставить свой email на нашем сайте или написать нам в социальных сетях. Иногда маршрут получается почти идеальным сразу же, но бывают и случаи, когда приходится переделывать добрую половину. Как правило, после теста дорабатывается до 20% квеста.

Street Adventure: Тестируем обычно мы сами, если речь идет о другом городе, можем попросить кого-нибудь пройти квест и проверить. На самом деле, когда проходят другие люди, получается более объективная оценка. Мы смотрим, какие из вопросов составлены верно, какие непонятны людям, что сложно найти, сколько было потрачено времени у участников. Дорабатывать приходится обычно подсказки, ответы и вопросы, чтобы быть уверенными, что каждый участник сможет пройти маршрут.


Фото предоставлено

«Ходилки Бродилки»: Тестируем наши бродилки мы сами и наши друзья. Безусловно, все наши участники также являются тестерами – сценарии не являются неизменными, ведь экспозиции музеев, а также улицы городов постоянно меняются. Соответственно, нам приходится вносить коррективы, менять вопросы или описания.

QuestPlanet: Все квесты на первоначальном этапе проходят уже сложившиеся тестовые группы, обычно это 5-10 команд. После того как квест запущен и готов к работе, периодичность тестирования составляет 1-2 месяца.

– Что вы можете отнести к трудновыполнимым задачам при подготовке квеста? Как вы их преодолеваете?

Questery: Дистанционно легко выстраиваются красивые квесты, а при прохождении на местности всегда есть место поправкам – один закрыт на ремонт, другой вовсе демонтирован. Объекты постоянно перемещаются, граффити стираются и перерисовываются в совершенно других местах. Поэтому приходится импровизировать и искать равноценную замену и не менее интересные объекты.


Фото предоставлено компанией Questery

Street Adventure: Самое сложное – предугадать, что в городе останется неизменным, а что нет. Например, мы создадим вопрос про какую-то достопримечательность, а потом узнаем, что ее закрыли на реконструкцию. Тогда мы резко бежим и меняем маршрут/вопрос, хотя чаще всего первыми об изменениях узнают клиенты. И мы максимально лояльно относимся к критике.

«Ходилки Бродилки»: Самое сложное – проложить идеальный маршрут, такой, чтобы он был максимально насыщен и в то же время не утомлял. Не всегда идея вопроса приходит моментально: иногда нужно, чтобы информация, собранная в источниках и сделанных фотографиях, ощущение места, полученное в результате прогулки по новому маршруту, что называется, «поварилась» в голове автора некоторое время.

– Как сделать так, чтобы квест был и не очень сложным, чтобы его могли разгадать, и не очень простым? Как удержать этот баланс?

Questery: Всегда есть искушение накрутить сложность заданий и вопросов. Но потом мы вспоминаем о нашей главной цели – знакомстве с городом в игровой форме. Это не соревнование и не тест на ориентирование на местности. Это именно досуг, у которого есть временные рамки. Мы хотим, чтобы человек получил удовольствие от прогулки по городу, а не блуждал часами в поисках ответа на зашифрованные таинственные послания. Также у нас есть специальный параметр для сценаристов: «представьте, что вы китайский турист», чтобы не было специфических заданий, связанных с чисто русским восприятием.


Фото предоставлено компанией QuestPlanet

Street Adventure: Намного проще создавать квесты с разным уровнем сложности, ведь кто-то хочет просто погулять, а кто-то настроен на то, чтобы всерьез поломать голову над загадками. На помощь всегда приходят подсказки: мы их создаем так, чтобы к правильному ответу могли прийти абсолютно все. А вообще мы не пишем вопросы, которые требуют специфических глубоких знаний для ответа. То есть вряд ли в нашем квесте Вы столкнетесь с тем, что необходимо знать год рождения сына такого-то архитектора или как работает поршневая система автомобиля.

– Почему, на ваш взгляд, городские квесты многие считают более эффективным знакомством с городом, нежели экскурсии с гидом?

Questery: Прохождение городского квеста в первую очередь очень сильно концентрирует внимание играющего на окружающих его объектах. Даже психологически информация, полученная в формате загадок или квестов, усваивается лучше, чем пересказанная в обычной форме, как во время стандартной экскурсии. Попытайтесь вспомнить хоть одну экскурсию, на которой вы были, в деталях? Рано или поздно вы начинаете погружаться в свои мысли, вам хочется зевать, где-нибудь присесть или вовсе прерваться и пойти перекусить…


Фото предоставлено компанией QuestPlanet

Street Adventure: Само собой из-за большей вовлеченности в процесс. В квесте вся информация преподносится в сжатом виде, что тоже облегчает ситуацию.

«Ходилки Бродилки»: В квесте участники получают возможность взаимодействовать с городом. Сложности позволяют более внимательно изучать городские объекты, а их преодоление позволяет запомнить информацию.

QuestPlanet: Я думаю, не надо противопоставлять формат классических экскурсий квест-экскурсиям. Это абсолютно разные продукты, у каждого из них своя аудитория. В настоящее время наблюдается спад интереса среди молодежи к классическим экскурсиям. А квест-экскурсии – это отличная альтернатива, доступная и понятная многим. С их помощью есть возможность акцентировать внимание участников на интересных деталях с помощью вопросов, а в дополнение предоставить им экскурсионную составляющую.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]